Какого числа заканчивается месяц шавваль. Как поститься в месяц Шавваль? Памятные дни и ночи
Чем знаменателен месяц Шаввваль?
Еще совсем недавно мы радовались началу священного Рамадана, но вот он подошел к концу. Мы уверены, что все наши читатели постарались не упустить ничего из благословений этого месяца, но тем не менее, у многих по окончании Рамадана остается ощущение упущенных возможностей. Поэтому так важно сохранить тот настрой и вдохновение, которое мы испытывали на протяжении священного месяца, и перенести их на остальные месяцы года.
После Рамадана мы вступаем в месяц Шавваль, в котором тоже содержится много благ для верующих. Так чем же знаменателен этот месяц?
Праздник Ураза-Байрам
Первый день месяца Шавваль – это одновременно и праздник окончания поста, день разговения - Ид аль-Фитр (или Ураза-Байрам, как он называется у наших народов). Это один из двух самых значительных праздников у мусульман. Верующие радуются, что они сумели ради довольства Всевышнего выдержать целый месяц дневного поста, стараясь проводить это время в полезных, богоугодных занятиях – чтении Корана, дополнительных дневных и ночных молитвах, добрых делах – милостыне, угощении гостей, укреплении родственных связей.
Недаром месяц Рамадан считается тем временем, когда верующий человек испытывает особенный духовный подъем и вдохновение, у него появляются силы для обильного поклонения.
Сам день праздника Ураза-Байрам верующие начинают с особенного праздничного намаза – который совершается через небольшое время после восхода солнца. Мусульмане отправляются в мечеть, нарядившись в свои лучшие одежды, поздравляя по дороге друзей и знакомых с этим радостным днем. В дневное время по традиции они ходят в гости и принимают гостей у себя, навещают родственников, соседей, знакомых, приносят им угощение.
Пост в месяц Шавваль
В месяце Шавваль весьма желательно держать пост в течение шести дней – этот пост уже не считается обязательным, как пост месяца Рамадан, однако, если верующий прибавит к тридцати дням поста Рамадана еще и шесть дней поста в месяце Шавваль, ему обещана большая награда. В хадисе сообщается:
«Если кто-то завершил пост в Рамадан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду (саваб), будто бы постился весь год» (Сахих Муслим).
Почему желательно держать пост именно шесть дней? В другом хадисе объясняется смысл этого действия:
«Аллах сделал воздаяние за добро десятикратным, и поэтому месяц считается как десять месяцев, а пост шести дней – завершение года».
За каждый день поста обещано десятикратное вознаграждение – так что тридцать дней обязательного поста плюс шесть дней желательного (то есть, 36 дней), помноженные на десять, в сумме дадут как раз 360 дней – целый год поста. Поэтому тот человек, который будет держать шестидневный пост в месяце Шавваль, подобен тому, кто постился целый год.
Исламские ученые считают, что пост можно держать в течение любых шести дней месяца Шавваль – кроме первого дня, который является праздником Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр). Можно держать шесть дней подряд – а можно вразбивку, главное – не забывать сделать намерение на желательный пост этого месяца.
Верующему не следует упускать без серьезных причин такую возможность – ибо в хадисе сказано: «Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения». Тем более, что пост в Шавваль восполняет недостатки поста в месяц Рамадан, поскольку считается, что недостатки обязательного поклонения будут покрываться в Судный день из совершенных мусульманином дополнительных постов и молитв.
Что произошло в этот день в мусульманской истории?
В месяце Шавваль родился человек, благодаря которому сохранилось и дошло до наших дней наследие Пророка (мир ему) – сообщения о его словах и поступках. 11 числа месяца Шавваль 194 года хиджры (810 год н.э), родился автор самого известного сборника хадисов Сахих Бухари – имам Бухари.
Его полное имя Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джуфи, прозвище аль-Бухари он получил по названию города Бухары в Средней Азии, откуда он был родом. Мухаммад аль-Бухари происходил из семьи выходцев из Персии. Его предки были зороастрийцами, прадед будущего имама аль-Мугира принял ислам от правителя Бухары Ямана аль-Джуфи. Его отец был соратником имама Малика ибн Анаса (одного из имамов четырех мазхабов) и очень образованным человеком.
Мальчик рано потерял отца, его воспитывала мать – благочестивая и ученая женщина, которая постаралась дать сыну хорошее религиозное образование. Мухаммад с детства отличался необычайными способностями к наукам – передается, что в семь лет он выучил наизусть весь Коран, а к десяти годам знал наизусть несколько тысяч хадисов.
Когда юноше исполнилось 16 лет, его семья отправилась в паломничество в Мекку, после окончания хаджа его мать и брат вернулись в Бухару, а Мухаммад остался в Мекке еще на четыре года для получения знаний. Там он учился у знаменитых ученых по хадису, затем отправился в известные центры исламских наук. Так, в Багдаде он стал учеником великого имама Ахмада ибн Ханбаля, знаменитого ученого и знатока хадисов.
Имам также учился в Басре (современный Ирак), в городе Балх (Афганистан), в Дамаске обучался у имама Абу Мусхира, изучал хадисы у знаменитого хафиза Яхьи ибн Мунхари в Нишапуре (Иран). Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей.
Современники отмечали необычайную память имама Бухари, которая позволила ему выучить огромное количество хадисов – считается, что он знал наизусть 600 тысяч хадисов, из которых потом отобрал 6 тысяч наиболее достоверных.
Юноши, которые учились вместе с ним, рассказывали, что он посещал вместе с ними занятия известных шейхов, но ничего не записывал. Когда кто-то из товарищей укорил его за это, посчитав, что Мухаммад напрасно тратит время на уроках, он попросил показать ему их записи.
Товарищи показали ему свои записи, где было собрано 15 тысяч хадисов. Каково было их удивление, когда будущий имам стал читать наизусть все эти хадисы и ни разу не сбился и не ошибся. Потом он спросил: «Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свое время?» − и после этого им стало ясно, что он намного опередил их в знаниях и способностях.
В другой раз, когда он был в Самарканде, тамошние знатоки хадисов решили проверить его память. Они взяли несколько тысяч хадисов и нарочно смешали между собой их тексты и иснады (цепочки передатчиков), после чего прочли все это перед аль-Бухари. Имам тут же указал, к каким иснадам относятся соответствующие сообщения, привел все в должный порядок, и никто из присутствующих не смог найти ни одной неточности.
Имам Бухари отличался не только удивительными способностями, но поразительным благочестием, щедростью, скромностью и отрешенностью от мирской жизни. Он старался говорить очень мало и всегда только по делу, боясь сплетен и пустых разговоров. Как-то раз он сказал об этом: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за злословие, когда я встречусь с Всевышним».
Поразительной была и его сосредоточенность в намазе. Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал ученикам: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву!
Во время Рамадана он закрывался в доме, полностью посвящая время молитвам и чтению Корана. Абу Бакр аль-Багдади передает: «С наступлением первой ночи священного Рамадана у Мухаммада бин Исмаила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».
Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью во время Рамадана, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».
В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении своих близких. Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника Ураза-Байрам, после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры (870 год н.э.).
Пусть Всевышний будет доволен этим великим ученым.
Анна Кобулова
Не успели мы начать работать над своими изменениями как месяц Рамадан уже закончился. Огромные милости и блага от Всевышнего заложенные в этом месяце некоторые из нас использовали а некоторые просто проигнорировали.
Что же поделать дорогие сестры если истинное значение того, чем нас наделил Всевышний Аллах мы увидим лишь на том свете. Поэтому многие из нас едва подходит к концу начинают возвращаться к прежней жизни и к своим старым привычкам.
Это в корне неправильно, потому что приобретя что-то полезное в месяц Рамадан, в последующем необходимо постараться это удержать. Иначе весь смысл наших положительных изменений теряет какой бы то ни было смысл.
Ведь если человек не избавился в течении месяца Рамадан от плохих качеств своего характера и не постарался измениться в лучшую сторону, то можно считать, что шанс, который дал ему Всевышний был растрачен впустую.
Передают со слов ан-Навваса бин Сам’ана (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
البر حسن الخلق، والإثم ما حاك في صدرك وكرهت أن يطلع عليه الناس
«Благочестие есть благонравие, а греховное - это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди ». (Муслим 2553)
Следуя наставлению Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы должны понять дорогие сестры одну простую вещь: работа над искоренением собственных недостатков необходимая часть нашей религии и заниматься этим надо не только в месяц Рамадан .
Зная о том, как порой трудно стать «другим человеком» мы понимаем, что одного поста в месяц Рамадан для этого недостаточно. Необходимо чтобы настрой который был у нас в месяц Рамадан был перенесен и на последующие месяцы, в каждом из которых есть особые блага.
Об одном из этих месяцев я бы хотела вам сегодня рассказать дорогие сестры. Этим месяцем приходиться который следует сразу после месяца Рамадан и является так же очень желательным временем для соблюдения поста.
Первый из ашхур аль-хадж
Месяц Шавваль – это первый из трёх месяцев именуемых как ашхур аль-хадж (месяцы хаджа). Как известно главные обряды хаджа выполняются в первые десять дней , но некоторые из его элементов можно совершать именно с началом месяца Шавваль.
Из таких обрядов например тавафуль къудум (приветственный семикратный обход Каабы), за которым следует «саʻю» (семикратное хождение между холмами Сафа и Марва).
Это «саʻю», который является рукном (составной частью) хаджа не дозволяется выполнять до месяца Шавваль, но начиная с первого числа Шавваля можно вступить в хадж и соответственно совершить саʻю в любой день.
Так же любой обряд большого хаджа не будет считаться выполненной, если будет совершена раньше наступления месяца Шавваль. В этом и есть особенность месяца Шавваль, что именно он открывает период большого хаджа, который продолжается до середины месяца Зульхиджа.
О посте в месяц Шавваль
Начнем с того дорогие сестры, что пост в Исламе это один из самых действенных методов воспитания своего нафса и облагораживания нрава.
В хадисе переданном Ан-Насаи приводятся слова Абу Умамы (да будет доволен им Аллах):
قلت: يا رسول الله مرني بأمر آخذه عنك، قال: عليك بالصوم فإنه لا مثل له
«Я сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): "О Посланник Аллаха! Научи меня чему-нибудь ". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Усердствуй в посте, ничто не сравнится с ним" ».
А еще пост является одним из самых любимых Всевышним богослужений, при условии что человек соблюдал его искренне и с чистым сердцем. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
قَالَ كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إِلَّا الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ
«Всевышний Аллах сказал: “Всякое деяние сына Адама совершается им для себя, кроме поста, поистине, он совершается для Меня, и Я воздам за него (ибо человек держит пост только ради Меня) ”». (Бухари)
Что касается соблюдения поста в месяц Шавваль, то в хадисе благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), переданном от Абу Айюба Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), говорится:
مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ، كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ
«Пост человека, который соблюдает его месяце Рамадан, добавляя к нему шесть дней в месяце Шавваль, подобен непрерывному посту в целый год ». (Имам Ахмад 5/417, Муслим 2/822, Абу Давуд 2433, Тирмизи 1164)
Это объясняется тем, что Всевышний Аллах в священном Коране говорит, что воздаст за любой благой поступок в десятикратном размере. Следуя этому можно сделать вывод что шесть постов в месяце Шавваль подобны 60, что в итоге (вместе с Рамаданом) будет равняться 360 дням.
Пост в месяц Шавваль дорогие сестры является сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) которую не стоит пропускать без видимой причины. И хотя желательно соблюдать их подряд, можно держать пост и с интервалами, если так легче.
Когда мы говорим что желательно соблюдать пост в первые шесть дней месяца Шавваль, то здесь не имеется ввиду день самого праздника, который приходиться на первый Шавваль. В праздничные дни соблюдать посты (фарз и суннат) запрещается.
Намерение для соблюдения поста в месяце Шавваль можно сделать следующим образом: «Я намерен (а) соблюдать завтра пост месяца Шавваль этого года ради Всевышнего Аллаха ».
Обязательно указывайте в намерении какой пост вы собираетесь соблюдать дорогие сестры: обязательный -долговой или желательный. Несмотря на то, что пост в месяц Шавваль является желательным, тому, у кого есть долговые фарз -посты лучше возмещать именно их.
Как мы успели понять дорогие сестры месяц Шавваль наполнен огромными благами, которые мы можем получить благодаря посту в этом месяце. Пост - это одно из самых лучших деяний, приближающим раба к милости своего Создателя.
Помимо этого, Всевышний обещал прощение грехов постящемуся и огромные награды на том свете. Пусть Аллах поможет нам следовать Его наказам и даст тавфик в выполнении предписанного Им.
Альфия Синай
Начало мусульманского летосчисления связано с одним из важнейших событий в истории Ислама – Хиджрой, то есть переселением Пророка Мухаммада из Мекки в Медину. После двухнедельного путешествия, 21 сентября 622г., он вступил со своими сподвижниками в пределы Медины. Начало лунного года, то есть 2 день месяца мухаррама, совпало в том году с 16 июля. Именно с этого дня большинство исповедующих Ислам отсчитывают новую для мусульман эру – от Хиджры Посланника Аллаха. Праздники в исламе – священные месяцы, дни и ночи, которые указаны Всевышним через своего Посланника Мухаммада, мир ему благословение, как особая милость Аллаха, дарующая возможность каждому мусульманину увеличить благие деяния, чтобы преуспеть в Последней жизни.
Мусульманский лунный календарь состоит из 12 месяцев, каждый из которых длится от одного новолуния до следующего, а именно 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах - 29 дней, а в других – 30. Таким образом, лунный год состоит из 354 дней, что на 11 дней короче солнечного. Именно этим объясняется ежегодный сдвиг мусульманского лунного календаря по отношению к солнечному календарю на 11 дней вперед.
Основные праздники в исламе – Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, Ид аль-Адха) и Праздник разговения (Ураза-Байрам, Ид аль-Фитр). Особым служением отмечены священные ночи Лайлат аль-Кадр, Лайлат аль-Бара"ат, Лайлат аль-Мирадж, Лайлат аль-Рагаиб; священные дни День `Арафа, День `Ашура, священные месяцы Мухаррам, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Зуль-Хиджа.
дата по хиджре | григорианский календарь | событие |
1438 1 Джумада аль-авваль | 29 января 2017 | |
1438 1 Джумада аль-ахира | 28 февраля 2017 | |
1438 1 Раджаб | 29 марта 2017 | |
1438 2 Раджаб | 30 марта 2017 | Ночь Рагаиб |
1438 26 Раджаб | 23 апреля 2017 | Миградж |
1438 1 Ша"бан | 27 апреля 2017 | |
1438 14 Ша"бан | 10 мая 2017 | Ночь Бараат |
1438 1 Рамазан | 27 мая 2017 | |
1438 26 Рамазан | 21 июня 2017 | Ляйлятуль кадр |
1438 1 Шавваль | 25 июня 2017 | Ураза байрам |
1438 1 Зуль-ка"да | 24 июля 2017 | |
1438 1 Зуль-хиджа | 23 августа 2017 | |
1438 9 Зуль-хиджа | 31 августа 2017 | День Арафата |
1438 10 Зуль-хиджа | 1 сентября 2017 | Корбан байрам |
1438 11, 12, 13 Зуль-хиджа | 2, 3, 4 сентября 2017 | Дни ташрика |
1439 1 Мухаррам | 21 сентября 2017 | начало нового года по Хиджре |
1439 10 Мухаррам | 30 сентября 2017 | День Гашура |
1439 1 Сафар | 21 октября 2017 | |
1439 1 Раби"у аль-авваль | 19 ноября 2017 | |
1439 11 Раби"у аль-авваль | 29 ноября 2017 | Маулид |
1439 1 Раби"у аль-ахир | 19 декабря 2017 |
Мусульманские праздники
25.06.2017г. (1 шавваля 1438г.) – УРАЗА-БАЙРАМ (Ид аль-Фитр) - Праздник разговения.
1.09.2017г. (10 зуль-хиджа 1438г.) – КУРБАН-БАЙРАМ (Ид аль- Адха) - Праздник жертвоприношения.
Обрядовые дни и ночи
29.03.2017г. (1 раджаба 1438г.) – начало месяца Раджаба.
28.04.2017г. (1 шаабана 1438г.) – начало месяца Шаабана.
10-11.05.2017г. (14-15 шаабана 1438г.) – Ночь Бараат (Лейлят аль-Бараа)
23.08.2017г. (1 зуль-хиджа 1438г.) – начало месяца Зуль-хиджа.
31.08.2017г. (9 зуль-хиджа 1438г.) – День Арафа.
30.09.2017г. (10 мухаррама 1439г.) – День Ашура.
Памятные дни и ночи
3.05.2017г. (26-27 раджаба 1437г.) – Ночь вознесения Пророка Мухаммада (Лейлят аль-Мирадж).
21.05.2017г. (14-15 шаабана 1437г.) – Ночь очищения (Лейлят-аль- Бараа).
21.09.2017г. (1 мухаррама 1439г.) – начало нового 1439-го мусульманского года.
Мусульманские праздники и памятные даты на 2017 год (1438-1439 гг. по мусульманскому календарю по Хиджре)
Март
21.03.2017г. – народный праздник Навруз (Нооруз, Ноуруз) в честь Нового года. Широко отмечается в мусульманском мире, но не связан с Кораном, а унаследован от доисламских древнейших народов.
29.03.2017г. (1 раджаба 1438г.) – первый день Раджаба – седьмого месяца мусульманского календаря, одного из четырех доисламских священных месяцев. В этом месяце отмечаются дни рождения пророков Ибрагима (Авраама), Исы (Иисуса), другие памятные даты, совершается Умра (малый Хадж).
30-31.03.2017г. (2-3 раджаба 1438г.) – Вечер Рагаиб: женитьба родителей Пророка Мухаммада (Лейлят ар-рагаиб).
Апрель
23-24.04.2017г. (26-27 раджаба 1438г.) – Ночь Мирадж: ночь вознесения Пророка Мухаммада (Лейлят аль-Мирадж).
28.04.2017г. (1 шаабана 1438г.) – Шаабан. Начало восьмого месяца мусульманского лунного календаря, одного из четырех священных.
Май
10-11.05.2017г. (14-15 шаабана 1438г.) – Ночь Бараат (Лейлят аль- Бараа): время очищения от грехов, вечер благословления, пожелания счастья и благополучия. В эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека с учетом благочестия и просьб, высказанных в молитвах.
В ночь 26-27.05.2017г. (29 шаабана – 1 рамадана 1438г.) – начало великого поста мусульман Ураза.
27.05 - 25.06.2017г. (1-30 рамадана 1438г.) – священный месяц Рамадан (Рамазан) и обязательный великий пост мусульман Ураза. Самый ценный месяц в году, время очищения, обновления, возрождения, покаяния, молитвы, чтения Корана, помощи окружающим, воздержания от всего запретного.
Июнь
21-22.06.2017г. (26-27 рамадана 1438г.) – Ночь предопределения и могущества (Лейлят аль-Кадр).
25.06.2017г. (1 шавваля 1438г.) – УРАЗА-БАЙРАМ (Ид аль-Фитр) - Праздник разговения, один из двух главных праздников ислама - окончание священного месяца Рамадан (Рамазан) и мусульманского поста Ураза. Начало месяца Шавваля, месяца кочевий арабских племён.
Июль
1.07.2017г. (26-27 рамадана 1437г.) – Ночь предопределения и могущества (Лейлят аль-Кадр).
Август
23.08.2017г. (1 зуль-хиджа 1438г.) – начало Зуль-хиджа, месяца паломничества (Хаджа) по святым местам Ислама.
31.08.2017г. (9 зуль-хиджа 1438г.) – День Арафа: день стояния паломников в долине Арафат у горы Арафа возле Мекки, совершение молитвы у её подножия.
Сентябрь
1.09.2017г. (10 зуль-хиджа 1438г.) – КУРБАН-БАЙРАМ (Ид аль- Адха) - Праздник жертвоприношения, наиболее значимый праздник мусульман; окончание великого паломничества в Мекку. Празднование начинается через 70 дней после окончания поста Ураза, длится три дня.
2,3,4.09.2017г. (11,12,13 зуль-хиджа 1438г.) – Ташрик: праздничные дни, во время которых мусульмане после коллективных намазов читают «такбир» (произносят: «Аллах Акбар!»). Паломники продолжают совершать жертвоприношения и обряды хаджа.
21.09.2017г. (1 мухаррама 1439г.) – начало нового 1439-го мусульманского года. Первый день священного месяца Мухаррам, в течение которого наиболее щедро раздаётся милостыня (садака), совершаются благословенные поступки.
30.09.2017г. (10 мухаррама 1439г.) – День Ашура. Отмечается мусульманами-суннитами в честь десяти благ, ниспосланных Аллахом десяти пророкам. День поминовения пророков и посланников Аллаха, когда идёт соблюдение поста, чтение Корана, раздача пожертвований. У шиитов - день памяти мученической кончины имама Хусейна, сына Али, внука Пророка Мухаммада Аль-Хусейна ибн Али (626-680гг.). Ещё одно наиболее известное обозначение Ашуры - «шахсей-вахсей».
Октябрь
17.10.2017г. - день официального принятия ислама предками татар и башкир – населением Волжской Булгарии в 310 год хиджры (922г.). Празднуется с 2011г. в Республике Татарстан по решению Государственного Совета РТ.
«Кто совершит одно благодеяние, тому десять подобных ему.» То есть десять воздаяний, каждое из которых соразмерно одному этому благодеянию, по милости Всевышнего Аллаха. Я’куб читал слово "عشرا" с «танвином», а слово "امثال" в именительном падеже как имя прилагательное. Это именно то, что обещал Всевышний Аллах из воздаяний, а также обещано и семьдесят и семьсот воздаяний равно как и неисчислимые воздаяния. Поэтому объясняется, что под словом «десять» подразумевается множество, но не количество.
«И кто совершит прегрешение, получит только подобное ему.» - приговор по справедливости. «И не будет к ним несправедливости…» Например уменьшение воздаяния или увеличение наказания.
Пророк (صلى الله عليه وسلم)сказал: «Кто благословит Меня в пятницу стократно, тот прибудет в День Суда со Светом, яркости которого хватило бы на всех людей.» И ещё: «Кто благословит Меня один раз, у того не останется ни одного прегрешения.»
В книге «Муслим» от Абу Хурайры приводятся слова Пророка ((صلى الله عليه وسلم: «Кто пропостится Рамадан, а вслед за Ним шесть дней месяца Шавваль, то будто пропостился он тысячелетье.» И в этом хадисе кроется смысл Слова Всевышнего Аллаха: «Кто совершит одно благодеяние, тому десять подобных ему.» Так как в году триста шестьдесят дней, а пост Рамадана – тридцать дней, что согласно аяту равняется трёмстам дням и у нас ещё остаётся шестьдесят дней. Если учесть, что шесть дней поста месяца Шавваль равняется шестидесяти дням, то всё вместе получается целый год. Это и раскрывает смысл слов Пророка (صلى الله عليه وسلم): «Кто пропостится Рамадан, а вслед за Ним шесть дней месяца Шавваль, то будто пропостился он тысячелетье.»
Всё же некоторые учёные считают нежелательным этот пост, остерегаясь уподобления «Обладателям Писания» в их увеличении обязательного поста. Я же говорю, что это уподобление устраняе6тся Праздником Разговления, который разграничивает обязательный пост от добровольного.
Пророк ((صلى الله عليه وسلم сказал: «Воистину, Аллах сотворил Небеса и Землю за шесть дней из Шавваля. Кто пропостится эти шесть дней, тому запишет Всевышний Аллах воздаяний по количеству всех творений Его, сотрёт ему прегрешения и возвысит его в степени.» ; «Воистину, у покойного шестьсот органов и у каждого органа – тысяча ртов, кроме сердца, ибо оно вместилище Познаний. Кто же пропоститься эти шесть дней, тому облегчит муки смертные, подобно прохладной воде, облегчающей муки жаждущего.»
Сажающий дерево в надежде получить плоды, поливает его и признаком того, что дерево взросло корнями – зелень листьев его. Но если молодые зелёные листочки со временем под лучами Солнца пожухнут, то становится понятно, что дерево всё же не прижилось. Таково же состояние раба Аллаха в Рамадан. Он спешит совершить и пост, и молитву, и благие деяния в надежде на то, что они будут приняты благодаря благословенности Рамадана. И главным признаком того, что они приняты – это пребывание его в покорности и поклонении.
Поведал Суфьян Ассаури: «Я пробыл в Мекке три года. И был там один из жителей её, который каждый день приходил к Каабе во время обеденной молитвы, совершая ритуальный обход её и молясь, а после, поприветствовав меня, уходил. Мы подружились и когда он однажды заболел, он позвал меня и сказал: «Когда я умру ты сам омой меня, помолись и похорони. Не оставляй меня в ту ночь одного в могиле моей, а будь рядом и повторяй свидетельство единобожия, когда станут допрашивать меня Накир и Мункар.» И я пообещал ему сделать всё это. Когда же он умер, я выполнил всё, о чём он просил меня и находясь в полусне у могилы его, как вдруг услышал глас: «О, Суфьян! Не нужны ему ни охрана твоя, ни свидетельства единобожия!» Я изумился: «Почему?» И был ответ: «Потому что пропостившись Рамадан, он постился шесть дней из Шавваля.» Я проснулся, но не увидел никого рядом с собой. Совершив омовение, я молился пока не уснул. Услышав же это троекратно, я понял, что это от Аллаха, а не от Сатаны Проклятого и ушёл, повторяя: «О, Аллах! Дай мне возможность поститься в Рамадан и шесть дней из Шавваля!» И всё это дал мне Великий, Могучий Аллах!»
От Ибн Аббаса Передаются слова Пророка ((صلى الله عليه وسلم: «Постящийся после Рамадана как атакующий после бегства.» То есть тот, кто завершив пост, снова начал поститься подобен убежавшему с поля боя и вновь вернувшемуся на него.
Ашша’би сказал: «Пост одного дня после Рамадана любимее для Меня, чем пост целого тысячелетия.»
Абдульвахаб Ашша’рани: «Секрет предписания поста в эти дни в том, что человек в Праздник Разговления может увлечься страстями и им завладеет пренебрежительность и это может стать причиной образования преграды на его пути к Аллаху. Но шесть дней поста уберегут его от подобного и исправят недочёты и упущения, которые могли иметь место в Рамадан подобно суннам, исполняемым после фарзов или саждату сахви.»
Некоторые учёные говорят, что лучше пропоститься эти шесть дней подряд, а не врозь. Али Зада: «Необходимость в посте этих шести дней та же, что и в Рамадане и даже более, ибо эти дни исправляющие ошибки поста Рамадан.» Но если человек станет поститься эти дни порознь или не в первые дни месяца, то он всё же получит обещанное воздаяние.
От Ибн Умара передаётся, что Пророк ((صلى الله عليه وسلم как-то сказал: «Кто пропостится Рамадан и вслед за Ним шесть дней из Шавваля, станет безгрешным как в день его рождения.»
От Ка’Альахбар: «Заболела Фатыма и пришёл Али спросить её: «О, Фатыма! Что желает сердце твоё из сладостей этого Мира?» Она ответила: «О, Али! Я хочу гранаты!» А так как у Али ничего не было с собой, немного подумав, он отправился на рынок. Заняв один дирхам, он купил на него один гранат и отправился назад к Фатыме. Но по пути ему встретился больной старик, лежащий прямо у дороги. Али остановился и спросил: «О, старец! Что желает сердце твоё?» Тот ответил: «О, Али! Уж пять дней как я лежу здесь, но люди проходят мимо и ни один из них даже не обернулся на меня. А сердце моё жаждет граната!» Али сказал про себя: «Я купил один гранат для Фатымы и если отдам его старцу, то она останется обделённой. Но если не отдам, то нарушу веление Всевышнего аллаха: «Просящего не прогоняй криком!» А Пророк ((صلى الله عليه وسلم сказал: «Не отказывайте просящему, даже если он на коне!» Тогда разломил гранат и угостил старца. Он тотчас же исцелился и исцелилась Фатыма. Вернулся Али к Фатыме стыдясь. Когда она увидела его, то встала и обняла: «Почему ты печален? Клянусь Величием Аллаха и Его Почётом, как только угостил ты старца, из сердца моего ушло желание отведать гранат!» Обрадовался Али её словам и в этот момент кто-то постучал к ним в дверь. Али спросил: «Кто это?» За дверью ответили: «Я Салман Альфариси. Открой дверь.» Али поднялся, открыл дверь и увидел в руках Салмана поднос, накрытый платком. Али удивился: «О, Салман! От кого это?» Тот ответил: «От Аллаха – Посланнику, от Посланника – Тебе!» Али убрал платок с подноса и увидел на нём девять гранатов: «О, Салман! Если это мне, то их должно быть десять, ибо сказал Всевышний: «Кто совершит одно благодеяние – тому десять подобных ему.» Засмеялся Салман и достав из своего рукава один гранат, положил его на поднос и сказал: «О, Али! Их было десять, но я хотел проверить тебя!»
Мудрость увеличения воздаяний именно для этой Уммы кроется в следующем:
1. Жизнь предыдущих народов была намного длиннее, а соответственно и благих деяний их было больше. Жизнь этой Уммы – коротка, а значит благих деяний меньше и поэтому превознёс Аллах эту Умму над остальными большим количеством воздаяний, превосходными днями и Ночью Предопределения, дабы их благих дел было больше, чем у других. Доводится, что Муса сказал: «О, Господь! Воистину, Я обнаружил в Талмуде упоминание об Умме, воздаяния которой будут записываться десятикратно, а прегрешения лишь один раз. Сотвори же подобное для моей Уммы!» Но ответил Всевышний Аллах: «Это Умма Мухаммада, которая придёт перед Концом Света.»
Маулид ан-Наби - Ночь Маулид. День рождения Посланника Аллаха - Пророка Мухаммада
Рождение Пророка Мухаммеда - отмечается
12 числа третьего месяца Раби аль-Авваль исламского календаря
.
Рождение Мухаммеда
стали отмечать лишь спустя 300 лет после
прихода ислама. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна,
этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает
отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни
рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то
время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни,
справляются более торжественно.
Примерно в 570 году по христианскому летоисчислению, после
продолжительных засух и неурожаев земля Аравии вновь принесла плоды.
Многие люди заговорили о часе появления на свет последнего
Пророка
-
Мухаммада
, мир Ему
. Согласно преданию, Его матери
Амине
было сообщено во сне, что она беременна и носит под
сердцем Господина всех миров и наилучшее создание Всевышнего
,
а также о том, что рожденное дитя она должна будет назвать
Мухаммадом
, и Он будет благочестивым. Во время своей
беременности Амина наблюдала, как птицы почтительно окружали ее, а
когда она подходила к колодцу, вода сама поднималась вверх в знак
преклонения перед величием Посланника Аллаха, которого она носит в
своем чреве. Амина
также слышала тасбих - восхваление
Ангелов
в Его честь. А однажды она увидела во сне дерево,
усыпанное сверкающими звездами, среди которых была одна, затмевающая
своим сиянием другие звезды. Амина
смотрела на свет звезды,
озарявший все вокруг, пока та не упала ей на колени.