Богослужение в день святой троицы. День Святой Троицы (50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий) Можно ли расписываться на Троицу
Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Тро́ицы. Пятидеся́тница.
Мч. Иси́дора. Блж. Иси́дора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Прп. Ники́ты, затворника Печерского, еп. Новгородского (службу зри 31 января).
Бденная служба праздника совершается по Триоди.
Примечание. По древней традиции , в День Святой Троицы на праздничном аналое (в проскинитарии) – икона Пятидесятницы («Сошествие Святаго Духа на Апостолов»). Начиная с великой вечерни в сам день праздника (с коленопреклонными молитвами), на аналое находится икона Пресвятой Троицы. В Понедельник Святаго Духа вечером (перед вечерней) опять полагается икона Пятидесятницы, которая остается на аналое до отдания праздника в субботу.
Календарные заметки:По отпу́сте литургии совершаются 9-й час и великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв.
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ин., 65 зач., XX, 19–23. Лит. – Деян., 3 зач., II, 1–11.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первая и четвертая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Прииди́те, лю́дие…».
Катавасия после каждой песни – сначала ирмос 1-го канона (в первой песни – «По́нтом покры́…»), затем 2-го (в первой песни – «Боже́ственным покрове́н…»).
По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Спа́совы рачи́телие…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак праздника, глас 8-й: «Егда́ снизше́д язы́ки слия́…», и икос, глас тот же: «Ско́рое и изве́стное даждь утеше́ние…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) По традиции, припев к 9-й песни канона: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й» .
По 9-й песни «Свят Господь Бог наш» не возглашается, но поется светилен праздника: «Всесвяты́й Ду́ше…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника: «Свет – Оте́ц…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю́ Небе́сный…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст: «И́же в виде́нии о́гненных язы́к с Небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха на святы́я Своя́ ученики́ и апо́столы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апо́стол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии антифоны праздника.
Входный стих: «Вознеси́ся, Го́споди, си́лою Твое́ю, воспое́м и пое́м си́лы Твоя́».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа…».
Прокимен, глас 8-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь».
Апостол – Деян., зач. 3.
Аллилуиарий, глас 1-й: «Сло́вом Госпо́дним Небеса́ утверди́шася...»; стих: «С Небесе́ призре́ Госпо́дь...».
Евангелие – Ин., зач. 27.
Задостойник – ирмос 9-й песни 2-го канона праздника: «Ра́дуйся, Цари́це…» (до отдания).
Причастен – праздника: «Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву».
После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истинный…».
Отпуст праздника: «Иже в виде́нии огненных язык…» (как на утрене).
По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и совершается великая вечерня, предваряемая 9-м часом.
Примечание. «И по отпу́сте Литурги́и глаго́лется 9-й час по обы́чаю. В Неде́лю ве́чера Святы́я 50-цы. Зна́менует ра́нее после́дования ра́ди коленопреклоне́ния, начина́ет иере́й: Благослове́н Бог наш..., и глаго́лет учине́нный чтец: Царю́ Небе́сный..., и предначина́тельный псало́м. Та́же ектения́ вели́кая» (Типикон, гл. 50, Неде́ля Святы́я Пентико́стии).
В конце 9-го часа отверзается завеса. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Царю Небесный» . Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих…» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 6 (см. на хвалитех утрени; каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю́ Небе́сный…».
Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творя́й чудеса», со стихами (по обычаю).
После прокимна диакон возглашает: «Паки и паки, прикло́нше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает первую коленопреклонную молитву .
1-я молитва: «Пречи́сте, Нескве́рне, Безнача́льне, Неви́диме…». Присоединяется также молитва «Благослове́н еси, Господи, Владыко Вседержителю…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возста́ви и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже ми́ловати…».
Ектения сугубая: «Рцем вси…». Возглас: «Яко Милостив…».
Иерей читает вторую молитву.
2-я молитва: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, мир Твой пода́вый человеком…». Присоединяется также молитва «Господи, Господи, избавле́й нас от всякия стрелы́, летя́щия во дни…». По окончании молитвы диакон возглашает: «Заступи, спаси, помилуй, возста́ви…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благоволе́нием и бла́гостию Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благослове́н еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом…».
«Сподоби, Господи…».
Диакон: «Паки и паки, прикло́нше колена…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает третью молитву.
3-я молитва: «Приснотеку́щий, Живо́тный и Просвети́тельный Исто́чниче…». Присоединяется также молитва: «Боже Великий и Вечный…». И другая молитва: «Боже Великий и Вышний…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возста́ви…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Ты бо еси Упокоение душ и теле́с наших, и Тебе славу возсыла́ем…». Царские врата затворяются.
Ектения: «Испо́лним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры праздника, глас 3-й: «Ныне в зна́мение всем…» и т. д. (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Прииди́те, лю́дие…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й: «Благослове́н еси, Христе Боже наш…» (единожды). На пение тропаря, по обычаю, отверзаются царские врата.
Возглашение: «Премудрость», и прочее по обычаю .
Отпуст из открытых царских врат: «Иже от Отчих и Божественных недр истощи́вый Себе и с Небесе́ на землю соше́дый, и наше все восприе́мый естество́, и обожи́вый е, по сих же на Небеса паки возше́дый и одесну́ю се́дый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосу́щнаго, и Единоси́льнаго, и Единосла́внаго, и Соприсносу́щнаго Духа низпосла́вый на святыя Своя ученики́ и апо́столы, и Сим просвети́вый убо их, те́ми же всю вселе́нную, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепоро́чныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехва́льных богопропове́дников и духоно́сных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
См.: Устав (Око церковное). М., 1641. Л. 545 (88) об., 546 (90) об.; Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 183–184.
Перед входом на вечерне, по обычаю, предстоятель раздает священнослужителям цветы, с которыми совершается вся служба.
Существует традиция, согласно которой Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»). «Воскресе́ние Христо́во не глаго́лем, целова́ние Ева́нгелию, по обы́чаю его́» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»).
В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских песней остается трудноисполнимым, допустимо к канону праздника петь припев: «Пресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» (см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 651).
Этого припева нет в Цветной Триоди. Он указывается в нотной Цветной Триоди (М.: Синодальная тип., 1914) и в Служебнике (М., 2005).
В Цветной Триоди – «И́же в ви́де о́гненных язы́к...».
В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
Ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю вечера святыя 50-цы». По установившемуся обычаю, «Царю Небесный» в начале вечерни поет народ.
Согласно Уставу, после отпуста Литургии совершается 9-й час, начинающийся после возгласа Благословен Бог наш... обычным началом (с Царю Небесный... ). Об обычном начале на вечерне с коленопреклонными молитвами Устав умалчивает, указывая лишь на молитву Царю Небесный перед предначинательным псалмом. Это может восприниматься и как указание на чтение (или пение) на вечерне только молитвы Царю Небесный без прочих молитв обычного начала (ср.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 681; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 592), и как «умолчание» Типикона, подразумевающего наличие всех молитв обычного начала на вечерне, включая Царю Небесный (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 737). По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «в вечер... Пятидесятницы не только 9-й час имеет свое полное начало (даже Царю Небесный ), хотя он следует непосредственно за отпустом Литургии без расхода, но и начинающаяся тотчас же после него вечерня также имеет полное начало, в коем вторично даже и Царю Небесный . Этим устав как бы сильнее хочет подчеркнуть, что богослужение собственно дня Пятидесятницы закончилось совсем, и теперь начинается богослужение следующего дня – понедельника» (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 86).
Все коленопреклонные молитвы иерей читает на коленях в царских вратах, лицом к народу; по установившейся практике, во время чтения молитв иерей держит в руках цветы.
После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит отпуст.
В православии празднуется на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник).
История установления
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Новом Завете в книге Деяний святых апостолов: в пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, когда
… внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
Деян. 2:1-18
Праздник установлен ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы, в противодействие антитринитарной ереси, отвергавшей божественную природу Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
unknown , Public DomainБогослужение
В богослужении праздник в честь Святого Духа начинается великой вечерней. Распространён обычай на приходах сразу после литургии в воскресенье служить девятый час и великую вечерню.
Сама вечерня начинается с пения молитвы Святому Духу: «Царю небесный», молитва «Царю небесный» уже в качестве стихиры поется ещё раз на «Го́споди воззва́х». Совершается вход с кадилом, а затем дьякон или священник произносит великий прокимен седьмого гласа: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? - Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76). Во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает 7 молитв, составленные св. Василием Великим, (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз - три молитвы) Эти молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых »). Это первое коленопреклонение согласно Типикону, которые совершают молящиеся после Великого поста. Вечером в храмах совершается малое повечерие, на котором поется канон Святому Духу, написанный Феофаном. Краестрочие канона: «Ду́ха пою́ созда́вшаго всю тварь». Утреня на Духов день это повторение утрени Дня Святой Троицы, отличия в том, что в данном случае не поется полиелей и соответственно Уставу не читается Евангелие; канон поется на 14 (на Троицу на 16); катавасия это ирмосы только первого канона (на Троицу - обоих канонов); хвалительные стихиры на 4 (на Троицу на 6) и отпуст иной.
На греческом | На церковнославянском(транслитерация) | На русском | |
---|---|---|---|
Тропарь праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") | Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πανσόφους τοὺς ἁλιεῖς ἀναδείξας, καταπέμψας αὐτοῖς τὸ Πνεῦμα τὸ ἅγιον, καὶ δι" αὐτῶν τὴν οἰκουμένην σαγηνεύσας, φιλάνθρωπε, δόξα σοι. | Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную: Человеколю́бче, сла́ва Тебе́ | Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе! |
Кондак праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") | Ὅτε καταβὰς τὰς γλώσσας συνέχεε, διεμέριζεν ἔθνη ὁ Ὕψιστος· ὅτε τοῦ πυρὸς τὰς γλώσσας διένειμεν, εἰς ἑνότητα πάντας ἐκάλεσε, καὶ συμφώνως δοξάζομεν τὸ πανάγιον Πνεῦμα. | Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха. | Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа. |
Задостойник праздника, глас 4 (Ἦχος δ") | «Χαίροις Ἄνασσα, μητροπάρθενον κλέος. Ἄπαν γὰρ εὐδίνητον εὔλαλον στόμα. Ῥητρεῦον, οὐ σθένει σε μέλπειν ἀξίως. Ἰλιγγιᾷ δὲ νοῦς ἅπας σου τὸν τόκον Νοεῖν ὅθεν σε συμφώνως δοξάζομεν» | Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во, вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, Тебе́ пе́ти досто́йно, изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим. | Радуйся, Царица, матерям и девам слава! Ибо никакие подвижные красноречивые уста, ораторствуя, не могут Тебя воспевать достойно; изнемогает и всякий ум, стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; потому мы Тебя согласно славим. |
День Святой Троицы – когда в 2018 году, содержание и смысл праздника, особенности богослужения в Русской православной церкви, тропарь, иконография и молитва к Пресвятой Троице.
Троица – переходящий праздник, приходится на 50-й, воскресный день после семи недель после Пасхи. В 2018 году Троица приходится на 27 мая. Праздник ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ один из 12-ти главных православных праздников и относится к двунадесятым. Другое название праздника - ПЯТИДЕСЯТНИЦА или ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА.
В этот день вспоминается Сошествие Святого Духа на апостолов – событие, описанное в Евангелии. После того, как прошло семь недель, как воскрес Спаситель, апостолы собрались в той самой горнице, где происходили события Тайной Вечери. Вдруг поднялся сильный шум и возникли языки, подобные пламенным, и «почили по одному на каждом из» апостолов. В результате произошедшего, все присутствующие «исполнились Духа Святого» и стали проповедовать на разных языках.
После этого чудесного события ученики получили возможность доносить слово о Воскресшем Христе до каждого, на каком языке тот бы не говорил. Именно этот день, когда на апостолов сошел Дух Святой и началась их проповедь на многих языках, и считают Днем рождения Церкви Христовой - сообщества верных Христу людей, которых в Единое Тело Христово объединяют церковные таинства.
Иное название праздника Троица – Пятидесятница, не только говорит о том событии, которое произошло на 50-й день после Пасхи, но и имеет ветхозаветные корни.
В древнем Израиле на Пятидесятницу отмечали праздник урожая, в этот день иудеи приносили в жертву Богу первые плоды. Со временем этому празднику стали придавать другое значение – в день Ветхозаветной Пятидесятницы вспоминали время заключения Завета Бога с Моисеем, так как существовало Предание, это произошло примерно на 50-й день после выхода иудеев из Египта (События Ветхозаветной Пасхи). Это происходило задолго до рождения Христа.
Новая Пятидесятница стала не только Днем рождения Церкви, но и воспоминанием нового Завета Господа с людьми, обозначив этим преемственность церковной истории.
Рассеяние народов, которое произошло после попытки возвести Вавилонскую башню, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь вновь соединяет людей любящих Его и трудящихся над своим спасением ради Царствия Небесного.
На праздник Святой Троицы совершается одна из самых красивых служб в году. Православные храмы полны летней зеленью - украшены внутри и снаружи березами, на полу лежит свежескошенная трава, часто выложены дорожки из цветов. Цвет облачений священнослужителей и убранства храма - зеленые.
Троицкое богослужение длинное, так как после литургии сразу служится вечерня с тремя коленопреклоненными молитвами. Верующие молятся о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Эти молитвы, совершаемые всеми на коленях, завершают праздничный семинедельный цикл после Пасхи, когда не совершается коленопреклонений и земных поклонов, открывается новый период церковного года, «По Пятидесятнице».
На иконе Пятидесятницы изображена Сионская горница в момент схождения на апостолов Святого Духа в виде языков пламени. Внизу располагается старик, называемый Космос (Cosmos), он олицетворяет собой весь сотворенный Богом мир, всю земную мудрость.
Иногда на иконе Пятидесятницы изображают Богородицу, как причину всех этих событий.
На Руси сложилось особое трепетное отношение к этому празднику. Большое распространение получил тип иконы Троицы, которая называется «Гостеприимство Авраама». Наиболее полно символика этого события – явления Пресвятой Троицы в виде ангелов праотцу Аврааму – была разработана Андреем Рублевым в иконе, которую он написал по просьбе Преп. Сергия Радонежского. Известны многочисленные списки с этой иконы. Часто этот образ именуют еще Ветхозаветной Троицей.
О происхождении праздника читаем в книге «ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ»:
«До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием; И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещенного от Отца, о чем вы слышали от Меня: Ибо Иоанн крестил водою, а через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.»
И далее:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнив весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
Празднование дня Пресвятой Троицы заметно отличается от празднования других двунадесятых праздников. Еще накануне праздника церковь украшается березовыми веточками, вечернюю службу накануне праздника священник проводит уже в зеленом облачении праздника святой Троицы. Да и сам ход утреннего богослужения изменяется значительно. За Божественной литургией следует вечерня, в ходе которой совершаются особые коленопреклоненные молитвы, которое читаются только в этот праздник
В день праздника Пресвятой Троицы задолго до начала утреннего богослужения храм заполняют прихожане. Как и накануне на всенощном бдении, у многих в руках букеты цветов в обрамлении березовых веточек или просто веточки березы. Этот обычай существует от времен древних. В этот день мы приносим Господу начатки обновлющейся и расцветающей природы, как дар благодарения животворящему Духу Божию за весну благодатную. Эти цветы и ветки в самую благодатную весеннюю пору напоминают нам о Рае Божием, насажденном Самим Богом для наших праотцев.
В больших городских храмах на праздники стекается много людей и часто трудно найти место и сосредоточиться на ходе службы. В деревенских и поселковых храмах в праздники тоже многолюдно, однако каждый прихожанин встает на свое, давно облюбованное место, поэтому во время службы в сельском храме чувствуется благочинная молитвенная сосредоточенность.
Как и на всенощном бдении накануне вечером, среди прихожан много детей. Для многих детей сегодня особенный день, ведь они собираются причащаться. И о свечах к празднику надо не забыть. Не важно, что до подсвечника пока трудно дотянуться, главное, что есть потребность участвовать в богослужении наравне со взрослыми.
Утреннее праздничное богослужение начинается с литургии. Свщенник совершает ее в зеленом праздничном облачении. После проскомидии отверзаются царские врата и начинается каждение сначала престола, затем алтаря и затем всего храма. Первый возглас священника на литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» подчеркивает, что Бог существует в Трех Лицах..
На литургии отец Андрей выступил с проповедью. В своей проповеди он напомнил о чуде сошествия даров Святого Духа на Апостолов, обещанном Спасителем. Явленное людям чудо позволило осмыслить триединую сущность Бога — благословенное Царство Святой Троицы
Прихожане с большим интересом слушали запоминающуюся проповедь отца Андрея. Каждый услышал что-то новое для себя. Большое внимание в проповеди было уделено духовному смыслу праздника. Как-бы предваряя последующую службу, отец Андрей сказал, что в день такого праздника, когда людям явлены были чудесные дары Святого Духа, церковь особенно усердно молится о ниспослании даров Святого Духа всем православным христианам.
После проповеди литургия продолжается. Великий вход со Святыми Дарами символизирует Жертву Богу, принесенную Спасителем за грехи человечества. Дары переносятся на престол для совершения таинства Евхаристии.
С времен первых христиан в чин литургии входит Символ веры, который поют все молящиеся. В Символе веры очень сжато сформулированы основные истины веры, которыми руководствуются все православные христиане в их духовной жизни. Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют о своей верности учению Церкви.
Также все молящиеся поют на литургии Молитву Господню «Отче наш».
После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя священник выносит Святую Чашу из алтаря. Причастники вслед за священником повторяют слова молитвы: Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос Сын Бога Живого… и просят принять их в число причастников.
Первые причастники Святых Христовых Таин уже выстроились возле амвона. По сложившейся традиции — это дети.
Дети постарше подходят к Святой Чаше самостоятельно.
Малыши причащаются на руках у родителей. Часто в православных семьях бывает несколько детей и тогда к причастию подходят дети разных возрастов
Удивительно, что большинство малышей совершенно спокойно воспринимает причащение, почти не бывает испуга и плача малышей. Это значит, что дети часто бывают в церкви на богослужениях.
После окончания литургии сразу начинается вечерня. В день святой Троицы на вечерне читаются три коленопреклоненных молитвы. Книга Писания полагается на скамеечку, украшенную зелеными веточками. Священник читает молитвы стоя на коленях и держа в руке букет цветов.
Прихожане также молятся на коленях. Хотя прихожан в храме много, всем находится место для коленопреклоненной молитвы.
Во время коленопреклоненных молитв хор поет ликующее песнопение: Кто Бог Великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Творяй, творяй, творяй чудеса.
На отпусте прихожане прикладываютс ко кресту. Видно, что настроение у юных прихожан праздничное.
Взрослые прихожане подходят ко кресту с букетами цветов, которые священник окропляет освященной водой.
Настоящие хранители церковной традиции — пожилые прихожане. Стоит посмотреть и поучиться тому, как степенно и чинно они совершают крестное замение, как благоговейно причащаются и пркладываются ко кресту. Это хорошая школа для молодежи, делающей первые шаги на пути воцерковления.
На отпусте отец Андрей всегда поздравляет причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин.
Удивительно, эта малышка за все время службы ни разу не расплакалась. Видимо, настроение праздника передается даже таким малышам.
После окончания службы в храме проводится еще водосвятный молебен. Прихожане размещаются полукругом за столиком, на котором проводится освящение воды.К прихожанам присоединяется также хор, который обычно располагается на клиросе и не виден во время других служб.
С пением «Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние Твое» начинается освящение воды.
Прихожане, регулярно посещающие храм на протяжении последних лет, отмечают, что звучание хора улучшается год от года. Разучиваются новые распевы, заметно улучшается слаженность исполнения, позволяющая включать в богослужебные песнопения все более сложные произведения.
По окончании водосвятия священник окропляет прихожан только что освященной водой.
В конце молебна зачитываются записки, поданные прихожанами. Священник раздельно читает записки о здравии и об упокоении родных и близких прихожан.Такое поминовение на молебне дополняет праздничное настроение прихожан.
Праздник дня Пресвятой Троицы издавна считается в России именинами земли. Вот как об этом пишет православный писатель И. С. Шмелев: Завтра вся земля именинница. Потому — Господь ее посетит. У тебя Иван-Богослов ангел, а мой — Михаил Архангел. У каждого свой. А у земли-матушки сам Господь Бог, во Святой Троице… Трицын день.
3,338 ПросмотровТекст СЛУЖБЫ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ (Всенощная, коленопреклонения) содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.
Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.
Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего воскресения из мертвых и на десятый день после вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя – Духа Святого. Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство. Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.
Изначально праздновалась вместе с Пасхой, как одно из тесно связанных с ней духовных событий, но уже в III веке, по свидетельству древних церковных писателей, этот день окружен обычаями и обрядами, требовавшими не малого времени для своего предварительного развития и представляет собой широко распространенный христианский праздник.
В «Постановлениях Апостольских» — историческом литературном памятнике, относящимся в разных своих частях к периоду от III до IV века, от лица апостолов говорится «спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником». В другом месте Апостольских постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работы после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница.
С IV века упоминание о Пятидесятнице, и как о священном пасхальном периоде, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать общими. Закон византийского императора Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы. У святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы на день Пятидесятницы. Уже упоминает об обычае в этот день украшать дома зеленью.
От IV до нас дошло подробное описание Богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви передаваемое одной западной паломницей Сильвией. По этому описанию в ночь под Пятидесятницы бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем, как и в каждое , епископ читал воскресное евангелие. На рассвете народ шел в главную церковь (Мартирум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались закончить к третьему часу дня (около 9 часов утра). После литургии весь народ и епископ с песнями шли на гору Сион. Там читалось место из Деяний апостолов о сошествии Святого Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидьякон приглашал народ в шестом часу собраться на горе Елеон. До этого времени народ расходился по домам отдохнуть.
Потом на горе Елеон совершался крестный ход к самому месту вознесения Иисуса Христа, и там читалось Священное Писание, пелись песни и антифоны, соответствующие праздничному дню и месту. Затем уже в 9-м часу совершались молитвы в церкви пещеры, где Христос учил апостолов, там же совершалась и вечерняя служба. Оттуда все снова шли в Матриум и в городские ворота входили уже ночью, там крестный ход встречали со множеством светильников. В Матриум народ приходил уже во втором часу ночи (около 7 часов вечера), там пелись песни и читались молитвы с благословением оглашенных и верных. Потом снова совершались молитвы в храме Воскресения и наконец совершался крестный ход на Сион где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны. Все оканчивалось около полуночи, таким образом Богослужение почти непрерывно продолжалось почти целые сутки. Нечто подобное бывало только в ночь на Великую Пятницу.
Древнейший известный нам чин Богослужения на пятидесятницу датируется VII веком, это иерусалимский чин, во многом совпадающий со свидетельствами Сильвии. В VIII веке Иоанном Дамаскиным Космой Маюмским составлены каноны на Пятидесятницу. К IX веку относится полный чин Богослужения на Пятидесятницу в уставе Великой Константинопольской церкви (св. Софии). Богослужение Пятидесятницы по этому уставу одно из самых торжественных в году.
Богослужение Дня Святой Троицы, почти что в нынешнем своем виде, сложилось в период XI-XIII веков
Песнопения праздника
Тропарь праздника, глас 8:
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.
Благословен Ты, Христе Боже наш, сделавший премудрыми рыбаков, ниспослав на них Духа Святого, и через них уловивший весь мир. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак, глас тойже:
Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / негда же огненные языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятого Духа.
Когда, сойдя, Всевышний смешал языки, то разделил народы; когда же раздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единодушно славим Всесвятого Духа.
Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.
Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.
Задостойник, глас 4-й:
Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно; изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим.
Радуйся, Царица, преславная Мати-Дева! Никакие искусные, красноречивые уста не могут так витийствовать, чтобы Тебя воспевать по достоинству, и всякий ум изумляется, пытаясь постигнуть рождение Тобою Христа; потому мы Тебя согласно славим.